ОПЫТ.
Работает в МОУ Крюковской средней школе молодой неравнодушный учитель музыки - Молчанова Г.А. На ее уроках ребятам некогда скучать. Каждое занятие проходит интересно, увлекательно. Дети не замечают, как летит время. Потому что у нее сложилась своя, особенная система занятий, которая позволяет школьникам успешно осваивать учебную программу по музыке. На уроках учащиеся изучают биографии знаменитых композиторов, знакомятся с их произведениями, учатся анализировать услышанное. Чтобы занятия проходили увлекательно, Галина Анатольевна использует игровые, соревновательные элементы. К младшим школьникам приходят на уроки сказочные герои, которые помогают им разобраться в сложных теоретических вопросах, что делает изучение программного материала намного интереснее и динамичнее. Дети с удовольствием смотрят фрагменты видеофильмов на темы музыкальных произведений. Это способствует развитию детского воображения, логического мышления, устной речи. Галина Анатольевна учит ребят правильно и красиво излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. На каждом занятии осуществляются межпредметные связи с ИЗО, литературой, кинематографией, что помогает более образно воспринимать содержание музыкального произведения.
И результаты такой системы преподавания говорят сами за себя: все школьники усваивают программный материал на «4» и «5».
Кроме теоретических знаний, ребята на уроках музыки получают хоровые навыки, которые они успешно развивают во внеклассной деятельности. В течение трех лет созданная Галиной Анатольевной вокальная группа «Браво» получает дипломы второй степени в областных фестивалях детского творчества. Учащаяся 9 класса Усатенко Альбина в 2009 году стала победителем областного фестиваля конкурса вокальных и инструментальных ансамблей «Созвездие талантов» в номинации «Солисты». Вокальная группа «Браво» и ее солисты регулярно завоевывают первые места в районных детских творческих мероприятиях. Г.А. Молчанова любит детей, безгранично предана своей профессии, поэтому и добивается таких высоких результатов.
Т.Н. Усатенко, И. А. Жуйко, с. Крюково
Эссе "Музыка и волшебные краски"
В 2008 году в МОУ Крюковской средней школе начала осуществляться деятельность экспериментальной площадки по теме: «Создание современной модели начального образования в условиях сельской малокомплектной школы». В связи с формированием классов-комплектов было решено проводить реорганизацию начальной школы за счет апробации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который позволил бы повысить качество образования и сформировать универсальные действия учащихся начальной школы. В рамках внеучебной работы были организованы занятия по нескольким направлениям: «Хор», «Юный пешеход», «Шахматы», «Волшебные краски», «Театральная мастерская», «Шумовой оркестр». Я веду в рамках эксперимента курс «Хор», и эта работа способствовала моему значительному продвижению в учительской профессии. Занятия провожу по разработанной мной программе, целью которой является развитие музыкально-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности. Работая в экспериментальном классе, я отслеживаю результаты своей деятельности с помощью диагностической карты психологических и физиологических задатков учащихся. Она позволяет наблюдать за развитием умения чисто интонировать, формировать ритмический слух, следить за здоровьем и качеством голоса ребенка. В день открытых дверей я провела интегрированное мероприятие «Хор» и «Волшебные краски» на тему: «Восприятие вокальной музыки средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве». В гости к вокальным произведениям пришли волшебные краски. Дети с удовольствием участвовали в сказке, созданной мною. Занятие состояло из трех этапов. На первом дети настраивались на рабочий лад с помощью стихотворения, которое они декламировали хором: Если хочешь сидя петь, Головою не вертеть. Сядь красиво, подтянись И немножко улыбнись. Руки, плечи – все свободно, Петь приятно и удобно. Ребята очень эмоционально воспринимают это стихотворение. Я чувствую единение с ними, их готовность к пению, положительный душевный настрой. Затем дети спели песенку «До, ре, ми…». Ребятам было предложено «нарисовать» эту песню с помощью разноцветных красок. На ватмане каждый рисовал то, что ему хотелось. В результате получилась пестрая, разноцветная палитра, свидетельствующая о положительном, радостном восприятии музыки детьми. Плавно переходя к следующей песне «Зарядка» композитора М. Старокадомского, я повторяла с ними ее текст. Для этого использовала игру «Снежки». «Бросаю» в каждого ребенка «снежок» со словом песни, он мне «бросает» ответный «снежок» со следующим словом. Происходит оттачивание дикции, повторение слов. Я проверяю, как каждый ученик знает слова текста песни. Затем говорю учащимся, что все ребята хотят хорошо учиться, а без здоровья это невозможно. Чтобы укреплять мышцы, быть бодрым и активным, необходимо делать что? Дети хором отвечают: «Зарядку». Перед прослушиванием песни с таким названием ставлю детям задачу: определить количество куплетов и «построить» песню с помощью разноцветных геометрических фигур. Были предложены только прямоугольники, так как характер музыки не менялся. Дети правильно определили количество куплетов и на магнитной доске сложили разноцветную мозаику из прямоугольников. И опять я с удовлетворением отметила желтые, красные, голубые цвета, которые выбрали дети. Эта «картина» рассказала мне, что ребята эмоционально правильно воспринимают музыку как яркое, радостное произведение. Если на первых двух этапах занятия я увидела цветную палитру, мозаику разных пестрых тонов, созданную в ходе коллективного творчества, то на последнем этапе дети показали свое индивидуальное видение музыки. Подпевая профессиональному исполнению в записи песни Г. Струве «Моя Россия», каждый ученик рисовал то, что он представлял, слушая эту песню. Получились замечательные картины родной природы: жаворонок в голубом небе, белоствольные березы – символ России, колосящаяся нива под жарким солнцем. Результатом всего занятия стала выставка рисунков, коллективная палитра и мозаика, которые были созданы детьми в результате слияния двух видов творчества: музыки и ИЗО. На мой вопрос, что бы дети взяли с собой на следующее занятие, они ответили: «Музыку и краски». Я поняла, что ребята на уроке испытали благотворное влияние двух видов искусств, которые, надеюсь, оставят в их душах неизгладимый эмоциональный след. А я, как педагог, почувствовала глубокое удовлетворение, чувство значимости от своей работы, от того результата, которого добились дети под моим руководством. Я проводила интегрированные уроки музыки с литературой, историей. Но, работая в экспериментальном классе, я увидела, что детям не хватает движения. И у меня возникла идея интегрировать уроки музыки, ИЗО и хореографии, что будет способствовать повышению интереса к моему предмету. Работа в экспериментальной площадке дала мне осознание великой силы искусства в формировании разносторонних качеств личности ребенка, развития его творческих способностей.
Учитель музыки высшей категории МОУ Крюковской средней школы Куйбышевского района Ростовской области х. Крюково Молчанова Галина Анатольевна
|
|