Ход урока.
I. Организационный момент «Настроимся на урок!» Ученикам сообщается тема, задачи, план урока. Обращается внимание на эпиграф. Учитель. Математику не зря называют «царицей наук» (слайд №3); ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать некоторые уравнения. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.
1. Устная работа (целью которой является совершенствование приёмов устного счёта, развитие внимания, тренировка памяти) (слайд №4). 1,4 * x = 2,8 x + 2,9 = 1,5 x : 3 = -2,1 3х – х = 0,8 25 : x = 10 2. Математика и природоведение. Учитель: Внести чёрный ящик! (Показать чёрный ящик) (слайд №5). Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету: (слайд №6)
1. Часть слова, в которой заключено его основное значение.
2. Число, которое при постановке его в уравнение обращает это уравнение в верное равенство.
3. Один из основных органов растений. - «Корень!» (слайд №7). (Достать из ящика корень).
Вы должны определить, какого растения этот корень, решив самостоятельно следующие уравнения:
(слайд №8) 1. 5у = 2у + 9
2. 2х + 3 = х – 6
3. 3(х – 2) = 4х
4. 3х – 4 + 2х = 6 + 2х – 4
Проверяем свои решения по готовым решениям (слайд №9-12) - Что это за растение? (переворачиваем на магнитной доске числа-ответы, получается изображение – роза) - «Роза!» (слайд №13) Значит, в чёрном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: «Цветы ангельские, а когти дьявольские» О розе существует интересная легенда (сообщения учеников на слайде): (слайд №14).
- По словам философа Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини уколовшейся о шип, стала алой.
- Цветы, как люди, на добро щедры, И щедрость нежно людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие тёплые костры (слайд №14).
3. Немного истории. (слайд №15) Учитель: По словам математика Лейбница, кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт. (слайд №16) Кто же и когда придумал первое уравнение? (слайд №17)Оказывается, что ответить на этот вопрос невозможно. А было это так: (рассказывает ученик) (слайд №18) - Первобытная мама по имени… впрочем, у неё, наверно, и имени-то не было, сорвала с дерева 12 яблок. Чтобы дать поровну каждому из своих 4 детей. По всей вероятности, она не умела считать не только до 12, но даже и до 4, и конечно не могла делить одно число на другое. Но поделила она, если этого хотела. Поровну, поступая так: сначала она дала каждому ребёнку по 1 яблоку, потом ещё по одному, снова по 1 – и тут увидела, что и яблок больше нет, и никто из детей не обижен. Если записать эту историю на современном языке, то получится вот что: (слайд №19) Пусть х – количество яблок, доставшихся каждому ребёнку. Детей было четверо, значит 4х – общее количество яблок. По условию задачи это количество равно 12, отсюда 4х = 12, следовательно, х = 3. Сообщение ученика на этом слайде: - Получается, что мама решила задачу на составление уравнения, обойдясь без букв, цифр и знаков. Значит, задачи, сводящиеся к простейшим уравнениям, люди решали на основе здравого смысла с того времени, как они стали людьми. А многие учебные задачи, которые решаются при помощи уравнений, были хорошо известны ещё в Древнем Вавилоне, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. 4. Урок «Весёлой математики» (ведут два ученика). (слайд №20,21) Учитель: Многие ребята хотят познакомиться с такими уравнениями, которые они будут решать в старших классах, Например, с квадратными уравнениями. 1 уч. – Хорошо, мы с удовольствием познакомим их с уравнениями, которые называются квадратными. Только объясните, пожалуйста, что такое квадратное уравнение. Чем оно отличается от круглого, прямоугольного? 2 уч. – Квадратным уравнением называется уравнение, где неизвестное берётся в квадрате, т.е. во второй степени: х2 + рх + q = 0 (слайд №22) 1 уч. – Ну и как же отыскать корни такого уравнения? Как они выглядят? 2 уч. – Очень просто, одна девочка сочинила песню про эти корни: (слайд №23) - Чтобы решить уравненье, Корни его отыскать, Нужно немного терпенья, Ручку, перо и тетрадь. Минус напишем сначала, Рядом «р» пополам, Плюс, минус знак радикала, С детства знакомого нам. 1 уч. Друзья мои, я конечно знакомилась со знаком радикала, но сейчас совершенно забыла, что это такое. 2 уч. Это такой знак, который обозначает, что из числа будут извлекать корень квадратный. Например, корень кв. из 4-х равен 2, т.к.22 = 4. (слайд №24) Но вернёмся к песенке: (слайд №25) Ну а под корнем, приятель, Сводится всё к пустяку: «р» пополам и в квадрате, Минус несчастное «q». 1 уч. Почему несчастное «q»? 2уч. Потому что из-за этого «q» вся путаница, без него было бы гораздо проще. 1 уч. Ну и что? Если Вам какая-то буква или предмет усложняет жизнь, значит его несчастным называть? Нет, нет, и не уговаривайте меня, я на это не пойду! 2 уч. Согласна, пусть будет - минус прекрасное «q»! Вместе ещё раз поют песенку.
5. Тест «Уравнение». Учитель проводит тест «Уравнение» (ученики получают распечатанные тесты и вставляют вместо многоточия пропущенные слова) (слайд №26). Проводится взаимопроверка по экрану компьютера (по щелчку мышки – правильные ответы), выставляются оценки.
6. Связь с другими науками. Учитель делает обобщения (слайд №27), выставляет оценки.
7. Домашнее задание (слайд №28).
|